Молитва задержания от всякого зла
Смысл молитвы задержания
В сущности, текст этой молитвы представляет собой прошение об ограждении от всякого рода зла. Её автор предстает как человек, со всех сторон теснимый видимыми и невидимыми врагами. Он просит разрушить замыслы ненавистников, защитить его самого, его дом со всеми его жителями, и всё его “достояние”.
На помощь призываются Господь, Пресвятая Богородица, Архистратиг Михаил, преподобные Поплий Сирийский, Елий Египетский и Василий Печерский, святая дева Пиама, блаженный Лаврентий Калужский и все святые Русской земли. Кроме того, имеются отсылки к персонажам Ветхого Завета: Иисусу Навину, пророкам Моисею, Исайе, Елисею, Иезекилю, а также упоминается апостол Павел.
Как помогает
Тональность молитвы предполагает, что недоброжелатели, которые желают изгнания, смещения или увольнения молитвенника, с помощью упомянутых святых должны быть наказаны Богом, который наведёт на их глаза духовную слепоту.
Так, преподобный Елий Египетский призывается защитить от пожара, нападения воров и различных страхов. Преподобный Поплий Сирийский – от хулителей Бога, а также от тех, кто презирает молитвенника лично, блаженный Лаврентий Калужский и преподобный Василий Печерский – от козней врага рода человеческого и вообще от всех нападающих.
РЕКОМЕНДУЕМ: Сильные православные молитвы на все случаи жизни.
Особенности и правила чтения
“Молитва задержания” и по стилистике, и по особенности прошений стоит особняком в ряду других молитвенных текстов. Считается, что она обладает особой силой. Можно встретить комментарии и рекомендации по поводу её прочтения.
Подготовка к молитвенному чтению
Обычно текст этой молитвы предваряют предупреждения, о том, что её следует читать только в “утаении от слуха и взора людского”. Особое указание на то, что её сила заключается в тайнодействии.
Ad
Некоторые авторы (например, сайт “Праведник.info”) полагают, что перед ее прочтением необходимо:
взять благословение у священника;
использовать только полный текст;
настроиться на чтение, отбросив посторонние мысли и “заполнив душу светом”.
Как правильно читать молитву
Во время чтения тот же автор рекомендует:
беззвучно шевелить губами при произнесении слов, чтобы не привлекать к себе внимания;
не отвлекаться; в том случае, если это произошло, сразу вернуться к началу;
читать текст девять раз;
использовать “накопительный” эффект, повторяя чтение девять дней.
Запреты и прочие нюансы при использовании молитвы
Несмотря на то, что сегодня “Молитва задержания” приобрела широкую популярность, отношение священнослужителей к ней, по большей части, негативное по причине множества содержащихся в ней противоречий.
Автор текста молитвы задержания
В первую очередь сомнения вызывают авторы текста. В некоторых источниках его приписывают старцам Оптиной пустыни, однако, гораздо чаще – греческому старцу по имени Пансофий, который подвизался в одном из монастырей Афона.
Текст датируется 1848 годом, между тем, достоверных сведений о преподобном афонском подвижнике середины 19 века в истории Православной Церкви не сохранилось.
Специфика стилистики
Специалисты в области церковнославянского языка, анализируя молитвенный текст, обратили внимание на смешение грамматики и выражений русского и церковнославянского языков. Это особенно заметно, когда именительный падеж чередуется со звательным.
Лингвисты сравнивали текст с другими, составленными в тот же период времени. Например, с творениями свт. Филарета Московского (Дроздова), иеросхимонаха Парфения (Краснопевцева) из Киева и других авторов.
Следуя правилам, прочно утвердившимся к середине 19 века, каждое молитвенное предстояние должно начинаться славословием в адрес того, к кому собирается обратиться молитвенник. В данном случае оно отсутствует.
Был сделан вывод о том, что и по характеру изложения, и по сущности прошений этот текст не мог быть написан монахом, жившим в середине 19 века. Например, весьма сомнительно, чтобы одним из его опасений было увольнение или кража “достояния”.
Особенности прошений
Главное, что привлекает внимание при прочтении текста молитвы задержания – отсутствие духа любви и покаяния. В молитвенных текстах, которые одобрены Православной Церковью, всегда присутствует мотив покорности воли Бога, смирения, осознания собственной греховности.
Cвятитель Игнатий (Брянчанинов)
Нищим свойственно просить, а обнищавшему грехопадением человеку свойственно молиться. Молитва – обращение падшего и кающегося человека к Богу. Молитва – плач падшего и кающегося человека перед Богом. Молитва – излияние сердечных желаний, прошений, воздыханий падшего, убитого грехом человека перед Богом.
В данном случае собственное духовное состояние автора во внимание не принимается. Напротив, создается впечатление, что все его внимание направлено исключительно на окружающих, которые его презирают, клевещут, злобствуют, осуждают и т.п. Некоторые замышляют выгнать, уволить или сместить его. Между тем, мнение Отцов Церкви в этом отношении прямо противоположно.
Св. Иоанн Златоуст
Когда мы просим чего-либо против врагов, то не только не бываем услышаны, но и раздражаем Бога.
Родство с магией
Вероятно, по причине особенностей текста и содержания прошений, направленных исключительно на обеспечение внешнего благополучия, нередко “Молитву задержания” рекомендуют от “порчи”. Правда слово “порча” заменено здесь на “бесовские чары”.
С помощью произнесения сакрального текста определенное количество раз должна создаваться магическая защита, сдерживающая врагов. Например, аллюзия к житию преподобного Еллия Египетского, способного крестным знамением защищать от демонских нападок. Этот эпизод в изложении автора приобретает мифический оттенок.
Делая отсылку к эпизоду, описанному в книге Исход, связанному с тем, что Иисус Навин задержал движение Солнца, автор просит Бога удержать, приостановить движение зложелателей. Подобные призывы также характерны для магических ритуалов.
Источник:
https://molitvy.guru/molitvy/zaderzhaniya-ot-vsyakogo-zla